Довольствуйся малым
или ДВА столпа духовности
Ганеша и Кубера – два пузатых божества с короткими ручками и ножками. Оба – якша-мурти, оба приносят удачу. Кубера – хранитель сокровищницы богов и преданный бога-отшельника Шивы, а Ганеша – сын Шивы. У них много общего, но есть и одно очень важное различие, которое делает Куберу обычным Ганой, а Ганешу – предводителем ганов (гана – свита Шива).
Сын Шивы Ганеша любил поесть. Однажды Кубера пожалел его и предложил:
– Давай я накормлю тебя как следует. Твой отец явно морит тебя голодом.
Ганеша согласился. Он пришел к Кубере и съел всё, что было на столе.
– Я не наелся, – сказал бог с головой слона.
Кубере пришлось взять денег из сокровищницы и купить ещё еды. Ганеша ел всё, чем угощал Кубера, но никак не мог наесться. Тогда Кубера пал к его ногам и взмолился:
– Остановись! Ты меня разоришь!
Ганеша улыбнулся и ответил:
– Бесполезно утолять голод пищей, она лишь сильнее раздразнит аппетит. Поэтому мой отец Шива стремится не насытиться, а уничтожить в себе потребность в пище.
Эту логику, суть которой заключается в словах «довольствуйся малым», современный мир полностью отвергает. Сегодня в мире правят две идеологии, основанные на экономике и материальных благах – капитализм и коммунизм (или более умеренная его аватара – социализм). Обе стремятся сделать людей счастливыми и обе считают, что источник счастья – богатство.
Капитализм видит счастье в накоплении материальных благ, а коммунизм – в их правильном распределении. Капитализм пропагандирует индивидуальное предпринимательство, коммунизм – вмешательство государства в экономику. Индия заигрывала с обоими: после обретения независимости – с коммунизмом, теперь – с капитализмом. Ни тот, ни другой не принесли ей счастья. Ни тот, ни другой не способен решить насущные проблемы. Обе эти идеологии с недоверием относятся к лозунгу «довольствуйся малым».
Капиталисты боятся, что логика умеренности уничтожит рынок и помешает появлению новых потребителей. Они создают рекламу, в которой высмеивают людей, довольных своей участью, а матерей семейств побуждают не делиться с другими, а желать всё больше и больше.
Коммунисты считают лозунг «довольствуйся малым» пропагандой богачей, которые хотят, чтобы бедные оставались бедными и не отстаивали свои права, ведь без недовольства нет и революции.
Менеджмент помешан на «росте», но все говорят лишь о росте материальном.
В традиционном мышлении рост тоже играет важную роль. Именно поэтому горы еды, огромные конфеты и горшки, до краев наполненные молоком, считаются хорошими символами. Но в сфере религии и духовности рост – это не только накопление материальных благ, но и интеллектуальное и эмоциональное развитие. Когда человек развивается интеллектуально и эмоционально, он начинает радоваться тому, что у него есть, и делиться с другими. Таким образом, он растет не за счет других, а на благо другим. Когда это происходит, социалистическая революция и ответственность бизнеса перед обществом становятся просто не нужны. Капитал распределяется по общественной пирамиде сам собой.
Интеллектуальный и эмоциональный рост – два столпа духовности. К сожалению, и капиталисты, и коммунисты считают слово духовность опасным, непрактичным или оторванным от действительности. Отвергая духовность, эти идеологии отвергают интеллектуальный и эмоциональный рост. Вот почему восьмьюдесятью процентами материальных благ сегодня пользуются лишь двадцать процентов общества, и эта пропорция изменится ещё не скоро, несмотря на все правила, законы и директивы, а причина в том, что на всех уровнях капиталистической и коммунистической пирамиды царит интеллектуальный и эмоциональный застой.
Перевод с англ.: Т. Зюликова
источник: devdutt.com