Интуиция и Целительное Общение
Шив Чаран Сингх
из книги Пять Голосов Коммуникации
Из тех проблем, которые помогает решить целительное общение, не последнее место занимает принятие решения. Традиционно, консультант должен слушать, сочувствовать и размышлять так, чтобы помочь клиенту самому сделать свой выбор. Целительное общение, в ходе которого исследуется проблема выбора, даёт и консультанту возможность посоветоваться с клиентами по поводу того, как им лучше развивать и рациональную стратегию, и интуицию. Тут вы и уделяете внимание содержанию, и развиваете чувствительность к процессу принятия решения. Самой интуиции научить нельзя, но можно научить способам её пробуждения. Для этого и предназначены многочисленные техники медитации, разработанные в разных уголках земного шара – все они помогают выйти за пределы рационального ума, чтобы освоить иной путь познания. Этот путь, о чём часто забывают, не только отличается от рационального; с его помощью также познаётся нечто иное, иное знание, трудно поддающееся описанию, поэтому остающееся неведомым в поле обычной терминологии. Само рациональное знание остаётся адекватным исключительно внутри такого поля, соответственно и смысл интуитивного можно постичь, только находясь в его времени и пространстве, и никак иначе. Трудность же в том, что мы не знаем, как пришли к тому или иному интуитивному знанию, поэтому и сомневаемся в адекватности наших ощущений. Продвижение к интуитивному знанию обычно описывается поэтическим (метафорическим) или же мистическим языком, ведь рационально это описать нельзя, потому что речь идёт именно о переходе границ рационального. Допустимым выражением холистического подхода в этом случае станет обучение клиента упражнениям медитативной практики, или же консультант может подсказать, какие книги и упражнения приведут к такому опыту.
Интуитивно вы познаёте не то, насколько хорошо выглядят вещи, а то, насколько подлинно они ощущаются. Мы можем запутаться здесь, потому что забываем парадокс реальности, а именно: единственная реальность состоит в том, что мы не знаем реальности. Путь можно найти только посредством отрицания. Мы не знаем реальности, но очень хорошо чувствуем сигналы, указывающие нам на неистинность или негармоничность чего-либо. Это несколько рискованно; разумеется, ведь мы поворачиваемся от того, что очевидно нереально, к тому, что нам вообще неведомо. Наступает мгновение тишины, страха и веры.
Непознаваемая реальность
Мы можем творить собственные реальности. Большинство из того, что мы принимаем за истину – это всего лишь общепринятые нормы, установившиеся так давно, что нам не приходит в голову ставить под сомнение их адекватность. Осознав это, нетрудно заключить, что, несмотря на нашу способность творить собственные реальности, создать реальность как таковую мы не можем. Последнее утверждение небезопасно, так как говорит о существовании реальности за пределами всех наших убеждений и представлений об истине. С неуверенностью, вселяемой в нас таким утверждением, вовсе не следует бороться. Напротив, согласимся с тем, что “реальность” (как её называли прежде) недоступна нашему знанию, и прийти к ней можно, не накапливая сведения, а избавляясь от них. Неведомое достигается отказом от известного, подобно тому, как тишина познаётся только в отсутствии звука. Именно такой практики “разучения” недостаёт многим методам терапии словом, которые сведены лишь к узким границам тех теорий знания, в которые верят их последователи, к той стадии, где всё определяемо и безопасно. Практику “разучения” нельзя недооценивать или считать чем-то само собой разумеющимся. Избавляться от известного страшно, а иногда и больно, поэтому консультант должен всегда оставаться бдительным.
Работа в поле неведомого состоит в движении вперёд, невзирая на страх и сомнения. Невозможно понять, хорошо или плохо то, что происходит с нами. Четвёртый голос не спрашивает об этом – его интересует истинное и ложное. Мы опасаемся идти в неведомое ещё и потому, что осознаём всю полноту своей ответственности за то, что мы переживём там. Целительное общение подразумевает взаимную ответственность. Уйти от известных правил, регулирующих мир профессионалов, не значит уйти от правил вообще. Главное то, что вы активно идёте навстречу открытию гомеостатичного принципа саморегуляции, и человеческая мораль занимает место профессиональной. С этой точки зрения в целительном общении существует большое пространство для обсуждений, а значит, и неопределённости. Доказано, что фактор “непредсказуемости”, более заметный в отношениях, построенных на диалоге, приносит успех образовательным программам, стимулируя вовлечённость индивида в процесс обучения (см книгу Pollard, Purvis, Walford).
“Любой, кто серьёзно настроен стать хорошим консультантом, должен быть готов к ответственности и неопределённости, к попаданию в рискованные ситуации в личном, эмоциональном, межличностном и профессиональном аспектах. Консультант должен подготовиться и к тому, чтобы вести себя как целостная реальная личность, а не просто исполнитель, ограниченный и охраняемый строго прописанными рамками”.
(Munro)
Известное основано на событиях прошлого, а будущее служит пристанищем неведомого. При консультировании важна ориентация на будущее. Часы бесплодных поисков причин неких проблем в прошлом легко заменяются тем, что вы обращаете людей лицом к будущему. В результате, наиболее важная для этой проблемы часть прошлого, ускользавшая от нашего взора, легко обнаружится сама собой в страхе и сомнении, служащих преградой на пути в будущее. Четвёртый голос позволяет себе уйти от прошлого и найти веру не в противостоянии страху, а в прохождении через страх.