Пять принципов целительного общения
“На самом-то деле, сознание – это ничто иное, как поддержание разговора,
а утрата сознания происходит тогда, когда мы упускаем что-то в разговоре”.
(Hillman, 1992)
В русле традиции, установленной такими философами, как Виттгенштейн и Ротри, Хиллман продолжает свою мысль тем, что предполагает, что мы работаем “скорее над исцелением наших разговоров, чем над разговорами об исцелении”.
Автор надеется, что описание голосов в этой книге будет способствовать перестройке нашего общения – он не ставит конкретную цель исцелить его, но определённо стремится внести сознательность в бессознательное. Для этого холистическое консультативное общение обращается к голосам и приводит студента к знакомству с каждым их измерением.
Терапевт Уильям О’Хэнлон (William O’Hanlon, 1993) освещает определённые изменения, происходящие в целительном общении, которые повышают долю холистического подхода в нашем мышлении. Принимая во внимание его выводы и соотнося их с голосами, мы можем подвести следующие итоги:
Первый – перенаправить общение с событий прошлого на предстоящие нам события, увязывая это с разговорами о целях и задачах; найти в будущем особые вехи, по которым можно будет следить за достижением своих целей. Общаться так, чтобы проливать свет на ресурсы и навыки человека, позволяющие ему выжить. Обращать внимание на исключения из общих правил, общаться конкретно и описательно, вдаваясь в детали того, что должно случиться.
Второй – в общении не приравнивать негативное к плохому, а предлагать альтернативное применение принципа негативного. Обратить в пользу осознание различий, чтобы установить нечто, отличающееся таким образом, что освещает путь к возможным переменам. При рассмотрении проблем обращать внимание на изменения и исключения.
Третий – в общении освещать и утверждать то, что человек умеет и знает, и то, что уже им достигнуто. Говорить о практических решениях, об успехах вашего собеседника, о том, что даёт ему чувство довольства собой, и проецировать всё это в образ будущего успеха. Говорить о заданиях, которые клиент может выполнить.
Четвёртый – ярко выраженная общая ориентация на будущее, подчёркнутая в развитии терапии и выступающая в противовес годам, потраченным на чрезмерную ориентацию на прошлое. Говорить о возможности достичь в будущем каких-либо успехов, о возможности по-другому подойти к проблемной ситуации. Говорить о полной личной ответственности каждого из нас.
Пятый – обучающее общение. Общение, посредством которого мы узнаём, кто мы, и в ходе которого помогаем другим узнать о себе – кто они, чего они хотят, как они переживают то, что с ними происходит и так далее. Общение в обратной связи, когда мы подпитываем собеседника тем, чему от него научились. Обратная связь служит также и “исцелению нашего разговора”.
Искусство вышивания
Общение несколько похоже на вышивание рисунка по ткани. Наше внимание привлекается к самому изображению, что происходит благодаря другим составляющим, о которых часто забывают. Давайте представим, что вибрация звука – это сама ткань, предшествующая всему паутина или основа, вплетённая во всё время и во всё пространство, сеть, которую мы пытаемся нащупать, чтобы пройти сквозь неё, когда говорим и слушаем. Однако мы, благодаря общению, одновременно и сплетаем эту сеть. Переходя от пятого голоса к четвёртому, мы можем подумать о вдохновении творить с любовью, о руках, готовых к работе после произнесения молитвы, которая будет услышана. Это руки выбора, которые ухватятся за иглу намерения и осмелятся приложить её к словесной ткани. Руки, танцующие песню, извлекающие мелодию интуиции для тех мгновений, в которых совершается поступок, а игла касается паутины звука. Продвижение к созданию образа приводит нас к третьему голосу, где, в царствах надличностного, обнаруживается совершенное видение, а вместе с ним – и тот образ, которым мы наслаждаемся в царстве личного и конкретного. К тому же там есть и цвета, которыми мы воспользуемся (три основных цвета или семь цветов радуги) для придания нашей работе особых свойств. В эти цвета мы окрашиваем нить нашей энергетической подпитки и перемещаемся таким образом во второй голос. В надличностном отношении там находится бесконечный запас дыхания (праны или ци), из которого мы набираем свой личный запас, смотря по тому, сколько нам нужно. Наши личные потребности представлены пустотой в игольном ушке, тогда как сама игла – это воля, побуждение к жизни, переданное первым голосом. Эффективность нашего общения зависит от того, насколько точно мы станем вышивать иглой нашего намерения, сквозь которую пропущена нить энергии нашей страсти. С помощью своего острого зрения мы расцвечиваем и придаём формы, очень осторожно, но в то же время решительно, обращаемся с иглой и помещаем её на порог взаимоотношений, в котором заключены и ткань, и слово.
Шив Чаран Сингх,
фрагмент из книги Пять Голосов Коммуникации