Происхождение и необходимость религии
Корень религии находится в воображении. Мы можем вообразить себе мир, в котором нет голода и смерти – так мы создаём представление о Небесах. Мы можем вообразить существование чувствительного, доброго, щедрого и безоговорочно любящего существа – именно так мы думаем о Боге. Уберите воображение, и не будет ни Неба, ни Бога. Останется мир, в котором не будет возможностей.
Ранние племенные общества видели Бога в силах Природы и её многочисленных ритмах. Они соотносили свою жизнь с этими ритмами. В различных религиях праздновали смену времен года, циклы миграции и размножения птиц, рыб и животных, цветение деревьев и движение звёзд. Так появились ритуалы, песни и танцы, полные ритма.
Ритм природы
С сельскохозяйственной революцией мы научились управлять ритмами природы. Мы могли решить, какую пищевую культуру выращивать, а что нужно вырывать как сорняк. Некоторые растения стали цениться больше, чем другие. Животных можно было ловить и разводить. Ритм соотносился с посевом и сбором урожая. Но урожай непредсказуемым. Иногда еды было много, иногда возникал дефицит. Контроль человека над природой был иллюзией. Поэтому началось поклонение богиням плодородия, которые воспринимались как те, кто мог обеспечить большие урожаи и улучшить племенные способности домашнего скота, поклонение богам, которые могли убивать демонов, вызывающих засуху и болезни. Продовольственный запас нужно было беречь от воров. Так началось поклонение богам-хранителям, охранявшим деревню.
С процветанием пришла торговля, города росли. С городами возникла потребность в правилах. Правила, созданные руками человека, могли быть отменены, но нельзя отменять правила, которые были созданы богами. Таким образом изменилась природа религии. Боги стали определять правила жизни горожан. Боги уменьшили количество споров; они обещали честность и справедливость.
Различные боги из разных городов сражались друг с другом, поскольку у них были разные правила и меры справедливости. Появилась потребность в одном Боге, более великом, чем другие. Стал нужен Бог-Отец, дисциплинирующий всех. Таким образом, политеизм уступил место монотеизму. Однако люди спорили, чей бог был единственным настоящим Богом.
На протяжении всего пути, пока человеческое общество переходило от племенного к земледельческому и городскому обществу, все задавались вопросом, что значит быть человеком. Элементы существуют для того, чтобы их поедали растения, растения существуют для того, чтобы их поедали животные, животные существуют для того, чтобы их поедали другие животные … Люди хотят есть растения и животных, но не хотят, чтобы их кто-то ел. В чем же тогда цель человеческого существования? У природы нет ответа. Поэтому появились предположения. Из домыслов рождаются истории, которые дают людям цель.
История 1: есть одна жизнь, и достижение в этой жизни резервирует для нас место на небесах героев или вызывает восхищение предков, или превращает нас в бога.
История 2: есть много жизней, это всего лишь одна из них, и чем больше мы пытаемся её контролировать, тем больше страдаем; чем больше мы отстраняемся, тем спокойнее становимся. Быть по-настоящему мирным – значит быть единым с Богом.
Таким образом, идея религии коренится в нашем желании понять и контролировать внешний мир: и природу, и культуру, а также в человеческом стремлении к признанию.
Логически анализируя мир сегодня, мы понимаем, что представления о богах и Боге, богинях и Богине, демонах и дьяволе – это различные ментальные конструкции, которые помогают нам идти по жизни. Они ненастоящие, в том смысле, что их невозможно измерить. Но они реальны в психологическом смысле и служат якорем для раскованного, беспокойного и напуганного ума. Уберите религию, и вы уберете якоря для человеческого разума. Вы лишите человека цели и смысла.
Наука не может дать человечеству цель. Рациональность не может придать смысл человеческой жизни. В природе люди – не что иное, как животные с воображением. Только в человеческом воображении люди являются особенными.
Религии предоставляют нам карты, которые помогают ориентироваться в жизни. Да, религии вызывают насилие, потому что от религии происходит понятие идентичности. Религии помещают нас на космической супер-карте. Нападая на религию, вы атакуете идентичность – простой факт, которого рационалисты и атеисты не понимают. Часто логика проявляется в самодовольстве, лишённом сострадания. И это нехорошо.
автор: Девдутт Паттаник
использована иллюстрация автора