Йога и наука, Д. Паттанаик
Научна ли йога? Этот вопрос мне часто задают на различных форумах. Проблема, связанная с этим вопросом, по сути, связана с пониманием того, что такое йога, что такое наука, и всеобъемлющим чувством незащищенности, с которым сталкиваются многие люди, соотносящиесвою иентичность с индийской идентичностью.
Давайте сначала объясним, что такое наука. Наука – это метод мышления, в котором ничто не классифицируется как факт, если только его нельзя измерить и воспроизвести. На основе набора фактов формируется гипотеза, которая проверяется на предмет ее надёжности и воспроизводимости. Если она подтверждается, то считается истинной. Наука основана на сомнениях и на доказательствах. Важно, что понятие научной истины не является фиксированным, точка зрения науки может изменяться по мере накопления фактов и при изменении методологии.
Напротив, религиозные идеи неизменны: они не меняются со временем. Они основаны на вере. Следовательно, наука и религия находятся в противоречии друг с другом.
Как соотносится йога с наукой и религией?
В некоторых индуистских общинах за последние 100 лет йога стала метафорой индуизма. Индуизм приравнивается к философии Веданты и практике йоги. Это очень упрощенное предположение; но оно приобрело политический оттенок особенно потому, что во всем мире йога стала популярной. Во многих западных обществах люди сторонятся йоги на том основании, что она имеет религиозный корень – корень, который многие индуисты не хотят отпускать, опасаясь культурного разобщения.
По сути, йога – это набор практик, предназначенных для того, чтобы развязать узлы ума. Это практика для достижения освобождения ума, позволяющая человеческому разуму принять сложную природу реальности. Использование этой технологии помогает нам более тонко ценить окружающий мир. В реальности она не имеет никакого религиозного подтекста, конечно, если мы не читаем Бхагавад Гиту, где Кришна говорит, что йога – это способ достичь его. В Бхагавад Гите йога классифицируется как йога действия (карма), йога эмоций (бхакти) и йога знания (гьян). В Бхагавад Гите йога обретает мистической характер, становясь методом, с помощью которого индивидуальная душа, джива-атма, может слиться с космической душой, парам-атмой.
Такие писания связывают йогу с религией. При этом процесс обучения йоге основан не на измерениях, а на опыте. Вы переживаете опыт, вы продолжаете делать то, что ваш учитель говорит вам делать, и вы чувствуете, как ваше тело просыпается, ваша осанка улучшается, ваше дыхание улучшается, ваше понимание и вычислительная мощность вашего ума улучшаются. У разных людей будет разный опыт. Большая часть опыта субъективна и, следовательно, не поддается измерению. В ходе практики происходит психологическая трансформация, которую невозможно измерить. Хотя наука может доказать, что йога имеет преимущества, нельзя спрашивать, научна ли йога. Это ошибочный вопрос.
В йоге ожидается доверие учителю. Доверие противоречит научным принципам. В йоге нет книги или священного писания вне учителя, хотя на Западе многие тексты йоги переводятся в стремлении создать «объективную измеримую истину» вне «учителя».
Самое главное, что наука – это не только измерения и сомнения; это ещё и контроль. Йога, по своей сути, заключается в отпускании, что диаметрально противоположно контролю – следовательно, по своей сути, она не следует научной модели мышления.
автор текста: Девдутт Паттанаик
источник: devdutt.com
использована иллюстрация автора